Аналитическая справка . Владимир, ПЛЕНУМ, январь 2018г. Об итогах мониторинга напряженности и интенсивности труда педагогических работников 2017 года

Аналитическая справка . Владимир, январь 2018г.
Об итогах мониторинга напряженности и 
интенсивности труда педагогических
работников 2017 года

Во исполнение постановления Президиума областного комитета № 32 от местными организациями областной организации Профсоюза было проведено анкетирование учителей общеобразовательных учреждений (школ), воспитателей ДОУ и собрана информация от муниципальных органов управления образования об объеме учебной нагрузки и наполняемости классов (групп). Всего в анкетировании приняло участие 943 человека, в том числе 468 учителей, 475 педагогических работников ДОУ ( из них 98% — воспитатели). Среди анкетируемых учителей:
— 311 человек (67 % от всех опрошенных) работают в городских школах, 157 человек (33 % от всех опрошенных) работают в сельских школах;
— 230 человек (49% от всех опрошенных) имеют первую квалификационную категорию, 214 человек ( 46 % от всех опрошенных) имеют высшую квалификационную категорию,18 человек (4% от всех опрошенных) аттестованы на соответствие занимаемой должности, 6 человек (1% от всех опрошенных ) не аттестованы;
— 431 человек ( 92% от всех опрошенных) имеют высшее образование, 37 человек ( 8% от всех опрошенных) имеют среднее специальное образование.
— не имеют «педагогического» образования всего 4 человека ( 0.9% от всех опрошенных);
— стаж работы в образовании указан от менее 1 года до 50 лет ( средний педагогический стаж опрошенных составил 21 год). 
Среди анкетируемых педагогических работников ДОУ :
— 390 человек (82 % от всех опрошенных) работают в городских ДОУ, 85 человек (18 % от всех опрошенных) работают в сельских ДОУ;
— 222 человека (47% от всех опрошенных) имеют первую квалификационную категорию, 202 человека ( 43 % от всех опрошенных) имеют высшую квалификационную категорию,36 человек (7% от всех опрошенных) аттестованы на соответствие занимаемой должности, 15 человек (3% от всех опрошенных ) не аттестованы. 
— 218 человек ( 46% от всех опрошенных) имеют высшее образование, 250 человек ( 53% от всех опрошенных) имеют среднее специальное образование, 7 человек (1% от всех опрошенных) имеют среднее образование.
— не имеют «педагогического» образования всего 7 человека ( 2% от всех опрошенных);
— стаж работы в образовании указан от менее 1 года до 45 лет (средний педагогический стаж опрошенных составил также 21 год). 
Месячный размер заработной платы с учетом всех доплат и надбавок, в том числе оплаты за совместительство или совмещение указан опрошенными в следующем диапазоне:
— учителями от 6 до 43 тыс. рублей (средний размер 20.9 тыс. рублей), в том числе должностной оклад от 6.8 до 14.4 тыс. рублей ( средний размер 10.6 тыс. рублей);
— педагогическими работниками (воспитателями) ДОУ от 7 до 30 тыс. рублей ( средний размер 18 тыс. рублей) , в том числе должностной оклад от 6.8 до 14.4 тыс. рублей ( средний размер 9.9. тыс. рублей).
Опрос учителей школ и воспитателей ДОУ, а также данные муниципальных органов управления образования показали, что в подавляющем большинстве случаев фактическая продолжительность рабочего времени, объем учебной нагрузки (преподавательской работы) значительно превышает нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, установленные Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601
(ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 
Объем педагогической нагрузки (педагогической работы) в неделю был указан учителями школ в диапазоне от 6 до 47 учебных часов ( соответственно от 0.3 до 2.6 ставки). Средний размер данного показателя среди опрошенных составил 27.6 часов (1.53 ставки). 
По обобщенным данным муниципальных органов управления образования средний объем учебной нагрузки (преподавательской работы) в неделю, приходящийся на одного педагогического работника по всем муниципальным общеобразовательным учреждениям (школам) Владимирской области составил 26.2 часа ( 1.45 ставки), в том числе по городским учреждениям- 27,5 часа (1.5 ставки), по сельским- 24.2 часа (1.35 ставки). При этом в 45 % муниципальных образований, являющихся наиболее крупными по количественному составу педагогов, таких как г. Владимир, г. Ковров, г. Гусь- Хрустальный, Александровский, Судогодский, Гусь- Хрустальный, Вязниковский, Петушинский, Камешковский районах данный показатель превышает среднеобластной и составляет от 27 часов (1.5 ставки) (Гусь- Хрустальный, Камешковский районы) до 34 часов ( 1.9 ставки) ( Петушинский район).
Объем педагогической нагрузки (педагогической работы) в неделю по опросам воспитателей ДОУ составил от 17 до 72 часов, что соответствует 0.5- 2 ставкам. Усредненный показатель продолжительности рабочего времени по обобщенным данным анкетирования — 42 часа в неделю или 1.17 ставки. По обобщенным данным муниципальных органов управления образования средний объем рабочего времени (педагогической работы) в неделю, приходящийся на одного воспитателя в ДОУ составляет 42 часа в неделю (1.17 ставки), в том числе 
— по городским учреждениям 43 часа (1.2 ставки);
— по сельским учреждениям 39.3 часа (1.1 ставки).
В 52 % муниципальных образований ( городах Владимир, Ковров, округ Мором, Ковровском, Александровском, Вязниковском, Собинском, Юрьев- Польском, Кольчугинском, Муромском, Меленковском районах) данный показатель превышает среднеобластной и составляет от 42.5 часов (1.18 ставки)( Ковровский район) до 54 часов (1.5 ставки) (Александровский районы). 
По опросам учителей школ продолжительность рабочего дня (времени выполнения работы непосредственно в школе) составляет от 2 до 12 часов, средняя продолжительность – 7 часов.
Кроме работы непосредственно в школе, 100% опрошенных учителей затрачивает от 1 до 7 часов на выполнение иной работы, связанной с образовательным процессом ( проверку тетрадей, подготовку к учебным занятиям, заполнение документации и т.д.) уже дома. В среднем этот показатель составляет 4 часа в день. Таким образом, средние трудозатраты ( продолжительность работы в день с учетом работы дома) для учителей составляют 11 часов при норме 7.2 часа исходя из 36-ти часовой рабочей недели (ст.333 ТК РФ ).
351 опрошенных учителей ( 78% от всех опрошенных учителей) являются еще и классными руководителями, т.е выполняют обязанности по классному руководству, не входящие в круг основных обязанностей. В среднем учителя затрачивают на выполнение этих обязанностей около 10 часов в неделю ( 1.6-2 часа в день). Следует также обратить внимание, что около 30% опрошенных работают с классами, в которых наполняемость значительно превышает 25 человек. Установлены случаи, когда данный показатель составляет- 35 человек. 
98% опрошенных воспитателей также после рабочего дня затрачивают свободное время для подготовки к занятиям (составляют календарные планы занятий, отчеты и фотоотчеты проведенных мероприятий, подготавливают дидактические материалы, учебные пособия, сценарии, презентации, оформляют табеля посещаемости и т.д.). На эту работу в свободное от основной работы время тратиться от 1 до 6 часов ( в среднем 3 часа ) в день. В среднем продолжительность работы в день с учетом работы дома у воспитателей составляет 11.4 часа при норме 7.2 часа исходя из 36-ти часовой рабочей недели (ст. 333 ТК РФ).
Следует также учитывать, что около 13% опрошенных учителей и 10% опрошенных воспитателей выполняют обязанности по иной должности в порядке совмещения профессий, должностей.
На вопрос, обязанности по какой должности (должностям) Вы выполняете дополнительно к основной работе по должности учителя, были указаны следующие должности: педагога дополнительного образования, социального педагога, лаборанта, библиотекаря, заместителя директора по безопасности, по УВР, воспитателя ГПД, техслужащей, инженера, рабочего по обслуживанию здания и д.р. 
На аналогичный вопрос около 10 % воспитателей указали должности музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, делопроизводителя, младшего воспитателя, помощника воспитателя, логопеда, социального педагога ит.д.
21 учитель ( 4.7 % от всех опрошенных учителей), 12 воспитателей (2.5% от всех опрошенных воспитателей) подрабатываю в свободное от основной работы время в других образовательных организациях в порядке совместительства.
В основном дополнительная работа по другой должности выполняется работниками с их согласия ( в 94% случаях в школах, в 86% случаев в ДОУ).
Между тем, 25 учителей и 69 воспитателей при опросе указало, что дополнительная работа по другой должности выполняется им без их согласия. 
285 учителей (64 % опрошенных) указали на то, что им приходится тратить дополнительно время на составление отчетов и справок, не входящих в их непосредственные обязанности, что еще раз подтвердило актуальность проведенного в апреле- мае т.г. областной организацией Профсоюза мониторинга ситуации по выполнению рекомендаций Минобрнауки России и Профсоюза по сокращению избыточной отчетности учителей в 2017 году.
Учителя вновь указали на случаи: дублирования электронных и бумажных журналов и дневников (для справки: при мониторинге в апреле- мае т.г. 1031 (86%) учителей заявило о данной проблеме); возложения на классных руководителей обязанностей составления отчетной документации, входящей в должностные обязанности других педагогических работников (педагогов- организаторов, социальных педагогов, педагогов- психологов), например формирование социальных паспортов, психолого- педагогических характеристик класса и т.п.) (для справки: при мониторинге в апреле- мае т.г. 649 (54%) учителей заявило о данной проблеме); сбора информации о персональных данных детей и родителей ( снилс, паспорт и т.д.), большого количества справок , анкет, характеристик для различных надзорно- контролирующих органов, документов для военкоматов, детских поликлиник, отчетов о проведении различных инструктажей, профилактических мероприятиях по предотвращению экстремизма, наркомании, привлечению детей к мероприятиям на уровне муниципального образования, проведенной работы с родителями накануне выборов, о посещении родителями родительских собраний и т.д. Большое количество опрошенных учителей указало на то, что много времени отнимает заполнение электронной системы «БАРС». Многие отметили, что для оперативной работы с данной системой в образовательных учреждениях не созданы надлежащие условия (низка скорость интернета) и приходится данную работу выполнять в домашних условиях, т.е тратить на это свое свободное время.
На напряженность труда в значительной степени влияет наполняемость классов и групп.
В соответствии с пунктом 18 Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. 
По данным муниципальных органов управления образования средняя наполняемость классов и классов- комплектов по всем общеобразовательным учреждениям (школам) составляет 23.4 человека , в том числе по городским учреждениям – 27 человек, по сельским учреждениям- 14 человек. При этом минимальное значение этого показателя зафиксировано в Юрьев- Польском районе ( среднее значение -13 человек, в том числе в городе – 24.4 человека, на селе- 10 человек ) , а максимальное значение, в городе Владимире (среднее значение -27 человек). Как показало анкетирование количество учеников в классе колеблется от 4 человек в сельской местности до 35 в городских школах. Средняя наполняемость классов, в которых работают опрашиваемые учителя составила – 23 человека. При этом следует обратить внимание, что указанная величина нивелируется за счет низкой наполняемости в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. Как показало анкетирования, в большинстве случаев в городских школах наполняемость значительно превышает 25 человек и составляет в среднем 28-32 человека. При этом только 15 учителей ( 3.3 % от всех опрошенных) заявили, что получают за наполняемость, превышающую нормативные показатели, доплату. Размер доплаты указан от 1150 до 1500 рублей. 
В соответствии с Постановление Губернатора Владимирской обл. от 09.09.2013 N 998 (ред. от 30.11.2016) «Об утверждении нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях» наполняемость групп в ДОУ для расчета субвенции учитывается в количестве: 19 детей в возрасте до 3-х лет- для группы общеразвивающей направленности; 23 ребенка в возрасте 3-7 лет – для групп общеразвивающей направленности.
В силу пункта 1.9. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) — не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
По данным муниципальных органов управления образования средняя наполняемость дошкольных групп по Владимирской области составляет порядка 20 человек с учетом всех возрастов детей (максимально значение в городе Владимире -24 ребенка в группе, минимальное в Муромском районе- 15 детей в группе). При этом наполняемость групп в сельской местности значительно меньше наполняемости в городе. Анкетирование воспитателей ДОУ показало, что наполняемость варьируется от 12 детей в группе (в основном в сельских ДОУ) до 31 ребенка в группе в городских ДОУ. Около 30% опрошенных заявило, что работают в группах, в которых от 25 до 30 детей. Следует отметить, что указанные выше нормы по наполняемости в дошкольных группах и фактическая наполняемость в ряде ДОУ. выявленная по результатам анкетирования, в сравнении с ранее действующими нормами значительно ухудшили положение пребывания детей в образовательной организации и привели к усилению напряженности труда педагогических работников. Так в соответствии с пунктом 32 ранее действующего Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 N 666, в группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливалась в зависимости от возраста детей и составляла:
от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 лет до 7 лет — 20 детей.
В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляла при наличии в группе детей:
двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 15 детей.
Целью анкетирования было также изучение ситуации с классами, в которых объединены дети разных возрастов. О работе в таких классах указали только 56 учителей (12% от всех опрошенных) Ковровского, Гусь- Хрустального, Собинского, Юрье- Польского, Суздальского, Муромского районов.
В соответствии с 10.15. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в малокомплектных сельских организациях, осуществляющих образовательную деятельность в зависимости от конкретных условий, числа обучающихся, их возрастных особенностей допускается формирование классов-комплектов из обучающихся начального общего образования. Оптимальным при этом является раздельное обучение обучающихся разного возраста начального общего образования.
При объединении обучающихся начального общего образования в класс-комплект оптимальным является создание его из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4).
Опрос показал о существовании следующих вариантов таких объединений, которые не соответствуют требованиям, указанных выше норм: 2-3 классы; 3-4 классы; 5-9 классы; 1-4 классы; 5-6 классы; 7-8 классы ( кроме русского языка и математики); 1-3 классы; 5-6-7 классы; 2-4 классы; 8-9 классы; 10-11 классы. Некоторые учителя отметили недостаточность своей подготовки и сложность работы в таких классах.
Еще одним вопросом изучения стало инклюзивное обучение детей в обычном классе. В анкетировании приняло участие 23 учителя (5% от всех опрошенных учителей), занятых в таких классах. Опрошенные указали, что затрачивают дополнительно от 2 до 10 часов ( в среднем 6 часов) в неделю своего времени для подготовки к занятиям в режиме инклюзивного обучения. Большая часть опрошенных учителей ( около 70%) выразило негативное отношение к такому обучению указав, что дети с отклонением в развитии должны обучаться в специальных классах по индивидуальным программам, а не в классах с обычными детьми, в которых нередко наполняемость превышает нормативную. Работа в таких классах сравнима с работай в малокомплектных разновозрастных классах. Сложность работы заключается в том, что больные дети (в зависимости от заболевания) с трудом себя контролируют. В образовательных организациях не созданы необходимые условия для инклюзивного обучения. Трудно создать комфортную среду для больных детей в части толерантного отношения обычных детей. 
Итоги проведенного мониторинга свидетельствуют о высоком уровне интенсивности и напряженности труда педагогических работников образовательных учреждений Владимирской области, складывающемся из большой учебной нагрузки, продолжительности рабочего времени, значительно превышающей норму на ставку заработной платы, работе на других должностях в порядке совмещения профессий (должностей),трудозатрат на выполнение должностных обязанностей, дополнительной работы, связанной с образовательным процессом ( классным руководством, проверкой домашних заданий, подготовке к урокам и занятиям и т.д) в свое свободное время, заполнение различной отчетности, являющейся в большинстве случаев излишней, работе в классах, группах наполняемость которых значительно превышает оптимальные и нормативные значения. Во взаимосвязи с показателями размера средней заработной платы педагогических работников в рамках реализации «майских Указов Президента РФ» проведенный мониторинг свидетельствуют о том, что данные показатели достигаются в том числе за счет увеличения продолжительности рабочего времени, учебной нагрузки, дополнительной работы, за которую производится хоть какая-то доплата.
Большая загруженность в течение дня не дает возможности восстановиться к следующему рабочему дню, качественно подготовиться к учебным занятиям, и в итоге отрицательно сказывается на результатах образовательной деятельности.
Следует отметить о еще одной проблеме, связанной с реализацией стандарта дошкольного образования. Для эффективного развития детей дошкольного возраста с ними с течении дня помимо воспитателя должны работать и другие педагогические работники (например, инструкторы по физической культурк, музыкальные руководители, специалисты по художественному и этетическому воспитанию, педагоги- психологи), а также должна осуществляться методическая поддержка реализации Программы. Для этого организация самостоятельно устанавливает штатное расписание в пределах выделенного финансирования. Таким образом, региональные нормативы затрат должны учитывать необходимость покрытия расходов организации, связанных с привлечением всех категорий работников, предусмотренных пунтом 3.4.1.Стандарта.
Если оценивать, например, численность музыкальных руководителей и инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ области, то исходя из данных проведенного мониторинга, результат получается следующий. Общее количество дошкольных групп в ДОУ области – 3275. Общее количество дошкольных групп, созданных при школах- 86. Итого дошкольных групп- 3361. На все эти группы приходится 417 музыкальных руководителей и 171 инструктор по физической культуре. Т.е один музыкальный руководитель на 8 групп ( вместо 1-го музыкального руководителя на 4 группы, как положено по нормативам), и один инструктор по физической культуре на 20 групп ( вместо положенных 1- го инструктора по физической культуре на 8 групп).

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.