МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации приёма работников образования
и обучающихся в Профсоюз и созданию мотивационной среды
в образовательной организации
Приступая к целевой работе по организации приёма в Профсоюз и разработке отдельного плана, программы или профсоюзного проекта по мотивации профсоюзного членства, следует осуществить комплекс организационных мероприятий.
Последовательность действий профсоюзного комитета и председателя организации Профсоюза
1. Оценить текущее состояние профсоюзного членства в коллективе образовательной организации, динамику численности профсоюзной организации за последние 3 года.
2. Уточнить количество работников в коллективе, не охваченных профсоюзным членством, по каждой категории (в вузе — по каждому подразделению, факультету, курсу или студенческой группе).
3. Определить перспективу в работе по увеличению численности профсоюзной организации (через месяц, полугодие, год) и доведению охвата профсоюзного членства, например, до 80%.
4. Провести заседание профсоюзного комитета, на котором определить перспективу в работе по увеличению численности профсоюзной организации, обосновать важность решения данной задачи для коллектива и профсоюзной организации (важность сохранения права профсоюзной организации на представительство при заключении коллективного договора, для чего численность должна быть не менее 50%).
5. Определить и сформулировать основную проблему, которую следует решить профкому при реализации плана по мотивации профсоюзного членства (например, уделить особое внимание адресной помощи в решении личных проблем работников — в этом поможет социальный паспорт).
6. Определить общие направления работы профкома по созданию мотивационной среды в образовательной организации, уточнить перечень конкретных мер на тот или иной период с учётом интересов работников (исходя из общих профессиональных проблем, возраста и т.д.) или студентов (основываясь на их общих интересах).
7. Выделить те направления деятельности коллектива образовательной организации, в которых явно видна социальная роль профсоюзной организации или отдельных членов Профсоюза (например, объединяющая роль профсоюзной организации вокруг единой цели коллектива на данный период).
Уточнить основные направления деятельности трудового коллектива и участие в реализации каждого из них профсоюзной организации или профкома.
8. Проанализировать состояние соблюдения со стороны администрации индивидуальных трудовых прав работников образовательной организации (через проведение бесед, опросов, анкетирование и т.д.).
Например, регулярность поощрений, качество ведения трудовых книжек (своевременность записей), соблюдение порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, порядка аттестации, санитарное состояние служебных помещений, состояние условий труда и учёбы, подготовка документов для назначения трудовой или досрочной пенсии, порядок назначения компенсационных и стимулирующих выплат и т.д.).
9. Провести анализ соблюдения со стороны администрации коллективных трудовых прав работников.
Особо проанализировать выполнение мероприятий коллективного договора (соглашения с профсоюзной организацией студентов) и выявить зависимость результатов его выполнения от активности профкома и профсоюзного актива.
10. Уточнить состояние соблюдения со стороны администрации прав работников на социальную защиту.
11. Составить первоочередной список работников коллектива (как членов, так и не членов Профсоюза), по отношению к которым в той или иной мере можно считать, что допускаются некоторые нарушения их трудовых прав.
12. Провести серии индивидуальных встреч с работниками, у которых имеются проблемы в работе, и определиться с мерами профкома по оказанию помощи в их разрешении (в том числе с помощью администрации).
13. Составить перечень реальных проблем (вопросов), вытекающих из анализа соблюдения трудовых прав работников, для оглашения и обсуждения их с администрацией и при необходимости обсуждения результатов на заседании профсоюзного комитета.
14. При необходимости и, в зависимости от текущей ситуации, подготовить доклад-информацию и провести профсоюзное собрание с повесткой дня: «О повышении социальной роли профсоюзной организации в коллективе образовательной организации» или «О роли профсоюзной организации в повышении качества работы учреждения».
15. Регулярно информировать членов Профсоюза и каждого работника через средства профсоюзной коммуникации (объявления, профсоюзные уголки, информационные листки, сайт, и т.д.) о результатах участия профсоюзной организации в управлении образовательной организацией (применение профкомом права на мотивированное мнение, участие в переговорном процессе по заключению колдоговора, постановка тех или иных вопросов перед администрацией с целью предупреждения нарушения трудовых прав работников и т.д.).
16. Регулярно создавать информационный повод для показа позитивной работы профкома, профсоюзной организации и в целом Профсоюза по реализации защитной функции в коллективе образовательной организации (регулярно размещать Публичный (открытый) отчёт профкома за календарный год (можно чаще — информацию за четверть, полугодие) о своей деятельности на своём сайте (сайте местной организации) или профсоюзной страничке сайта учреждения).
План действий по организационному укреплению первичной профсоюзной организации (в части увеличения численности).
С учётом вышеизложенного (пункты 1-17), профсоюзный комитет организует регулярные мероприятия по приёму работников (обучающихся) в Профсоюз (по различным сценариям).
Для этого необходимо:
1. Сформулировать (выделить) на конкретный период (месяц, четверть, полугодие, год) перечень организационных задач, необходимых для проведения работы по приёму определённого количества работников иди студентов в Профсоюз.
2. Определить мероприятия, необходимые для решения каждой поставленной выше задачи.
3. Определить ряд критериев (при необходимости), позволяющих оценить эффективность принимаемых мер.
4. Выделить основные формы работы актива по реализации поставленных задач по приёму в Профсоюз.
5. Определить возможные трудности, с которыми придется встретиться активу в ходе предстоящей работы по организации приёма в Профсоюз.
6. Далее сформировать из состава профкома и членов постоянных комиссий рабочую группу, которая будет непосредственно реализовывать намеченное и проводить работу по приёму в Профсоюз (ознакомить группу с возможными трудностями, дать инструктаж по всем вышеперечисленным вопросам и создать условия для работы этой группы). В условиях низкой численности первички возглавляет эту группу председатель первичной профсоюзной организации
7. Определить сроки и ответственных по каждому конкретному периоду или мероприятию (т.е. сформировать продуманный план действий по решению задачи по приёму определённого количества работников в Профсоюз).
Примечание:
1. В организационном плане работа по мотивации профсоюзного членства и организации приёма в Профсоюз должна опираться в большей мере на индивидуальные формы работы, с использованием позитивных результатов деятельности организаций Профсоюза по осуществлению защитной функции и реализации уставных целей и задач.
2. В содержательном плане работа по приёму в Профсоюз должна нацеливаться на решение конкретных, возникающих в работе или учёбе проблем работников или студентов.
Следует помнить, что главным мотивирующим фактором как для работников, так и для студентов являются конкретные и позитивные результаты деятельности профсоюзной организации.
3. Выборные органы территориальных организаций Профсоюза активно влияют на мотивацию профсоюзного членства и увеличение численности Профсоюза через создание для первичных профсоюзных организаций внешних условий, в основе которых результаты социального партнерства на территориальном и региональном уровнях, широкое информирование и показ результатов деятельности Профсоюза по реализации защитной функции, организация и участие в совместных с органами власти и управления программах и проектах, направленных на развитие образования и социальную защиту работников и студентов.